Моноколесо (сегвил, моноцикл, уницикл) – состоит из колеса и платформ (педалей) для ног, расположенных по обеим сторонам. Внутри колеса находится электромотор, аккумуляторная батарея (АКБ), материнская плата или компьютер. Управление моноколесом производится наклоном тела, а равновесие сохраняется благодаря гироскопическим датчикам.
Педали на некоторых моделях снабжены магнитами, при складывании моноколеса они примагничиваются к корпусу.
На первый взгляд управление моноколесом кажется сложным. Однако достаточно просто ровно встать на него, попробовать наклониться чуть вперед. Гироскоп моментально посылает сигнал процессору, за счет чего колесо немного повернется вперед, как бы подхватывая пассажира.
Компактность – ключевое преимущество моноколеса. В зависимости от ситуации владелец этого устройства легко превращается из райдера в пешехода и наоборот. Моноколесо можно взять с собой в офис, кинотеатр, кафе и другое помещение, а также перевозить в общественном транспорте. Пользователю не нужно волноваться о парковке и сохранности (сегвилу не требуется стоянка). Устройство не занимает лишнее место в квартире.
Моноколесо выигрывает у сигвея и гироскутера и в маневренности, но проигрывает в безопасности и простоте управления. Стоит отметить и его более эффектный вид. Моноцикл отлично подходит для путешествий по городу на короткие дистанции.
Кататься на моноколесе следует очень осторожно, так как столкновение даже с небольшим препятствием часто приводит к падению. Кроме того, при полном разряде АКБ его придется нести (в отличие от сегвея, который можно катить).
Мотор
Мощность мотора – определяет скорость, проходимость, динамику разгона. Чем больше мощность, тем выше эти характеристики, но в то же время увеличивается цена моноцикла.
Различают номинальную, максимальную и пиковую мощность. Первый параметр указывает на мощность мотора, необходимую для езды, второй – на мощность, вырабатываемую на протяжении короткого времени, третий – на мощность, которую выдает двигатель в течение 1-2 секунд (требуется при балансировке устройства). Выбирая моноколесо, учитывайте только номинальную мощность.
В зависимости от модели номинальная мощность колеблется в пределах 350-2000 Вт.
Важно: чаще всего встречаются варианты с бесщеточным электромотором. Правда, существуют и модели, в которых установлен редукторный двигатель. По сравнению с бесщеточными аппаратами такие устройства больше шумят и быстрее выходят из строя.
Скорость
Скорость – как и мощность, бывает номинальной (крейсерской, рекомендуемой) и максимальной. Обращайте внимание только на номинальную характеристику, при которой аппарат не будет поднимать педали (горизонт) для ограничения скорости.
В случае превышения номинальной скорости моноколесо будет издавать звуковой сигнал, а педали начнут автоматически подниматься, что немного усложнит катание на устройстве. Как только райдер достигнет максимальной скорости звуковой сигнал из прерывистого станет непрерывным.
По скорости моноколеса подразделяют на три категории:
- медленные – 12-14 км/ч (номинальная), 18 км/ч (максимальная);
- среднескоростные – 18-20 км/ч (номинальная), 20-22 км/ч (максимальная);
- быстрые – 24-26 км/ч (номинальная), 30-35 км/ч (максимальная).
Для ребенка и новичка подойдет медленная модель, а опытному райдеру, выполняющему трюки – быстрая. Среднескоростное или быстрое моноколесо рекомендуется подключить к приложению в смартфоне для автоматического ограничения скорости до 12-14 км/ч (безопасная скорость).
Колеса
Количество колес – чаще всего моноколесо оснащается одним колесом. Но встречаются модели с двумя спаренными колесами – они более устойчивые. Двухколесные модели особенно хороши для новичков, но по сравнению с одноколесными имеют ряд минусов: больший вес, меньшая маневренность, трудности при катании по наклонной поверхности, дискомфорт при движении по неровной дороге.
Диаметр колеса – измеряется в дюймах. Чем выше эта характеристика, тем лучше управляемость и проходимость, но при этом возрастают габариты и вес устройства. Большой диаметр колеса позволяет достичь плавности движения моноколеса. Модели с маленькими колесами выигрывают в компактности, но более сложны в управлении и труднее преодолевают препятствия.
Размер колеса варьируется от 5-6 до 17-18 дюймов. Самый популярный диаметр: 12; 14 и 16 дюймов.
При выборе диаметра колеса исходите из собственного веса:
- 12-14 дюймов – вес до 80 кг;
- 14-16 дюймов – вес 80-100 кг;
- 16 дюймов – вес 100-120 кг;
- 18 дюймов – вес 120-150 кг.
Батарея
Запас хода – расстояние, которое преодолевает моноколесо при полностью заряженном аккумуляторе. Для определения запаса хода, следует емкость батареи разделить на 10. Так, запас хода у моноколеса с АКБ емкостью 135 Втч составляет 13 км, а с батареей 340 Втч – 34 км. Эти данные справедливы для райдера весом 60 кг.
Если вес ездока немного меньше / больше 60 кг, то к полученному числу добавляется / отнимается 2-4 км (исходя из веса). Помимо этого, на запас хода влияют скорость движения моноцикла и температура. Рекомендуемые параметры: 12 км/ч, 20 °C. При отклонении от них фактический запас хода будет меняться.
Емкость аккумуляторной батареи (АКБ) – измеряется в ватт-часах (Втч). Чем выше эта характеристика, тем больше запас хода. В то же время емкая батарея потребует больше времени на зарядку.
Стоит обратить внимание на модели с аккумулятором емкостью от 240 Втч – они обеспечивают дальность хода от 20 км, тогда как моноциклы, у которых аналогичная характеристика не превышает 110 Втч, способны преодолеть всего 8-10 км.
Важно: не заряжайте батарею дольше времени полной зарядки, так как это снижает ее жизненный цикл.
Время полной зарядки – помогает оценить, сколько времени понадобится для зарядки аккумуляторной батареи с нуля до 100%. Определяется емкостью АКБ. Большинство моноколес заряжается за 2 часа.
Другие характеристики
Угол наклона – указывает на способность моноцикла преодолевать спуски и подъемы. Этот параметр зависит от конструкции моноколеса. Чем меньше корпус устройства скрывает колесо, тем более крутой подъем может преодолеть сигвел. Многие моноколеса преодолевают угол наклона в 30°.
Максимальная нагрузка (грузоподъемность) – предельно допустимый вес пользователя, который выдерживает моноколесо. В разных моделях этот параметр варьируется в пределах 80-150 кг.
Важно: вес пользователя складывается из его массы и веса носимых им вещей, например, сумки. Не превышайте максимальную грузоподъемность моноцикла, поскольку это чревато его поломкой и аварией.
Защита от пыли и влаги – обеспечивает устойчивость моноколеса к неблагоприятным внешним факторам. Класс защиты маркируется так: IPХХ (первая цифра означает уровень защиты от пыли, вторая – от влаги). Большинство моноколес имеет класс защиты IP65 (полная пылезащищенность и защита от струй воды с любого направления).
Вес – влияет на удобство переноски моноколеса. Чем меньше вес, тем проще транспортировать устройства. В то же время не забывайте, что емкие батареи не могут быть легкими. Большинство моделей весят в пределах 9-18 кг. Оптимальным выбором будет моноцикл, весящий 10-12 кг.
Габариты – влияют на комфортность переноски и хранения моноцикла, а также на его маневренность. Самые компактные модели легко хранить, переносить, они проще в управлении.
Оптимальные габариты:
- длина – 36-38 см;
- ширина – 18-19 см;
- высота – 40-45 см.
Оснащение
Сиденье и руль – немного перераспределяют нагрузки я голеней и ягодиц на плечевой пояс. Более привычная на вид модель, немного похожая на велосипед.
Лампочки – нужны для катания в темное время суток. Бывают встроенными и съемными (приобретаются отдельно). Хорошо, если помимо лампочек имеются светоотражающие ленты – это повышает заметность уницикла ночью.
Ручка – понадобится для переноски моноколеса. Лучше выбрать устройство с максимально прямой ручкой, так как она – самая удобная. Изогнутая ручка будет сильно давить на руку.
Существуют моноциклы с дополнительной выдвижной ручкой, которая позволяет катить аппарат в тех местах, где невозможно проехать. Подобная ручка бывает съемной и встроенной. Во втором случае моноколесо также оснащается колесиками для удобства транспортировки аппарата (оптимально для женщин и детей).
Рекуперация – при торможении превращает часть кинетической энергии в электрическую для подзарядки аккумуляторной батареи моноцикла.
Страховочный ремень безопасности, тренировочные колесики – предотвращают падение райдера. Такие аксессуары облегчают пользователю овладение навыками езды на моноцикле.
Bluetooth-динамики – дают возможность в дороге слушать музыку с внешнего устройства, имеющего Bluetooth (смартфон, планшет).
USB-порт – пригодится для подзарядки мобильных устройств (планшетов, смартфонов) от аккумулятора транспортного средства.
Индикация заряда – сообщает об уровне заряда батареи уницикла. Это позволяет избежать неожиданного разряда батареи.
ЗУ – служит для заряда АКБ моноцикла.
Удлинитель – нужен для подкачки колеса.
Советы по выбору
- Покупайте моноцикл в специализированных магазинах.
- Все моноколеса выполняются из пластика. Иногда можно встретить модели, которые изготовлены якобы из карбона. В действительности речь идет только о характерной окраске под карбон.
- Оцените прочность моноколеса. Убедитесь в отсутствии зазоров на корпусе, которые не предусмотрены конструкцией аппарата.
- Проверьте работу моноцикла.
- Обратите внимание на цвет моноцикла: чем темнее, тем лучше. Самым практичным считается черный цвет, поскольку маскирует царапины и загрязнения. При необходимости дефект легко закрашивается черным маркером. А вот светлые тона слишком маркие – на них будет хорошо заметно даже незначительное повреждение и грязь.
- Узнайте срок и условия гарантии на моноколесо.
Советы по эксплуатации
- Ездите по мокрой и заснеженной дороге с особой осторожностью. Избегайте продолжительных поездок в непогоду – дождь маскирует неровные участки на дороге, что повышает риск аварии. Также не стоит передвигаться по вязкой грязи.
- Берегите верх и боковые стороны колеса от длительного воздействия влаги. Не мойте моноцикл направленной струей воды.
- Учитывайте температурный режим (рекомендованный параметр +20 °C). При понижении температуры на 10 °C емкость АКБ сокращается на 10-15%. Не желательно пользоваться устройством при температуре ниже – 10 °C.
- Другие правила: не ездите в местах массового скопления людей, не перевозите пассажиров, не выезжайте на дороги, которые предназначены для автомобилей, не пользуйтесь телефоном. Старайтесь не превышать крейсерскую скорость моноцикла.
- Перед использованием моноколеса надевайте шлем, наколенники и налокотники. Помните, что обувь должна быть удобной. Не забудьте проверить уровень заряда АКБ.
- На моноколесе нежелательно кататься детям до 14 лет.
Add Comment