Для чего нужна обкатка новых покрышек? Есть распространенное мнение: для того, чтобы не упасть в первые километры эксплуатации. Исходя из этой цели, появляются рекомендации насчет аккуратной езды первых 100..500 км, советов избегать резких торможений и разгонов. Находятся упоминания и про совсем шаманские ритуалы, типа откусывания технологических отходов производства по бокам покрышки, так называемое «бритье усиков». Но, как и в случае с обкаткой новых современных мотоциклов, появлявляются мнения, что обкатка не нужна, и новая современная покрышка может эксплуатироваться с полной нагрузкой с самого начала. При этом ссылаются на спортсменов ШКМГ, которые греют новый слик и тут же «валят на все деньги».
Конечно, удаление верхнего скользкого слоя покрышки – задача необходимая. Но этот технологический слой, который наносится для отделения покрышки от матрицы в процессе изготовления и последующей консервации, давно не такой уж и скользкий. Проблема в том, что покрышка – это не просто круглый кусок резины, который изготавливается вместе с колесом. После монтажа она должна как следует сесть на диск. Специальный монтажный гель, который используется для облегчения посадки покрышки на диск, должен успеть высохнуть. Кроме этого, нужно дать себе возможность убедиться, что покрышка правильно установлена, отбалансирована, и как это ни странно, накачана правильным давлением. Именно для этого поначалу нужно избегать ситуаций, когда проблема с покрышкой не оставит никаких вариантов, кроме падения. Сколько километров и что такое «ездить аккуратно» — это очень субъективные вещи, поэтому в качестве средней температуры по больнице, производители мотоциклетных покрышек рекомендуют что-то около 200 км. В реальности кому-то для этого понадобится 500 км пробега, а кто-то прохватит на парковке перед шиномонтажем и немедленно выявит наличие или отсутствие проблем.
Возвращаемся к спортсменам. На треках время жизни покрышек измеряется кругами. Что-то вроде 30 кругов для мягких покрышек, 50 для средних и 70 для жестких. Цифры условные, так как износ зависит от скорости, конфигурации трека, правильного выбора покрышки под погодные условия и прочих вещей, о которых мало кто задумывается. Но основная проблема в том, что там нет никакой возможности обкатывать покрышку 200 км – существуют покрышки, которые после такого пробега нужно выбрасывать.
Соответственно, обкатывать гоночные покрышки тоже имеет смысл. Но, в связи с другими условиями эксплуатации, производители гоночных покрышек рекомендуют делать это следующим образом:
- равномерно прогреть покрышку и колесный диск, минимум 1 час в грелках
- первые несколько кругов с умеренной нагрузкой, постепенно увеличивая углы наклона в поворотах
- несколько быстрых кругов, на которых покрышка достигает максимума рабочей температуры
- после заезда в паддок покрышка оборачивается в выключенные грелки и медленно и равномерно остывает
- покрышка пережила первый температурный цикл, обкатка завершена
Данный метод отлично укладывается в 20 минутную тренировочную сессию и сочетает в себе проверку работы покрышки, обточку верхнего слоя (некоторые ленивые типы даже не снимают с рабочего слоя наклейки) и первоначальную «прожарку» резины. Такая обкатка не только позволяет уверенно ездить сразу после снятия грелок все последующее время жизни покрышки, но и позволяет свести к минимуму риск холодного разрушения покрышки мягкого состава.
Как это может быть полезно для обычной уличной эксплуатации? Дело в том, что современные асфальтовые покрышки не далеко ушли от своих гоночных аналогов. Конечно, отличия есть: рабочая температура ниже, каркас покрышки мягче, они более жесткие и расчитаны на больший пробег. Но известные производители покрышек давно не стесняются сертифицировать гоночные лэйблы для дорожного использования. Примеры: Metzeler RaceTec K3, Dunlop GP Racer D211 Endurance, Michelin Power One (без буквенных обозначений), Bridgestone Battlax BT-003 Racing Street. Некоторые из них заявлены как специальные версии для дорожного использования, а некоторые полностью идентичны жестким гоночным составам.
Поэтому те, кому не терпится как следует отжечь на новой покрышке, могут воспользоваться гоночной обкаткой. Для этого, нужно всего-то один раз равномерно нагреть покрышку. При отсутствии грелок – это прохватить по прямой километров 10 на хорошей скорости. После прогрева начинаем обтачивать верхний слой по всей поверхности покрышки, плавно увеличивая скорость в поворотах. Если не маньячить с откручиванием газа, то это занятие не более опасное, чем риск нарваться на необходимость экстренного торможения в процессе медленной обкатки. Ну, а затем, дать покрышке остыть, попутно любуясь результатом.
Бытует мнение, что как и новые современные мотоциклы, покрышки не нуждаются в обкатке и могут изначально эксплуатироваться со стопроцентной нагрузкой. Опытные мотоциклисты никогда не будут проявлять маниакальный гоночный азарт, если они не уверены в своей безопасности и что они не нанесут своей быстрой ездой вред окружающим.