Мото

Патруль — аэросани или аэролодка?

Чтобы быстро передвигаться по водной глади, заснеженным равнинам и льдам, производится специальный транспорт – аэросани.

Оригинальные модели этих транспортных средств изготавливает завод «Amfibia» из Саратова. Аэросани-амфибия «Патруль» перемещаются и по открытым водным пространствам, и по зарослям, и по льдинам. Интересно бы попробовать такой транспорт.

Катер, глиссер, спасательное средство
Аэросани с амфибийными свойствами. Многофункциональное транспортное средство, созданное инженерами из Саратова. Предполагается для использования как охотниками и рыболовами, так и сотрудниками служб спасения при ликвидации последствий различных ЧП. Сама идея достаточно стара, но как свидетельствует исторический опыт, не лишена смысла, учитывая что сани с авиамоторами применялись даже во времена вооружённых конфликтов, когда иная техника просто застревала — и имели многолетний положительный опыт.

Стихия этих саней – снег, лёд и вода. Разумнее было бы назвать эту машину глиссером или аэрокатером, так как именно в таких условиях она показывает себя с наилучшей стороны, обходя даже катера на воздушной подушке. Свою историю «Патруль» ведёт с 2000 года. Перед конструкторами лежала задача создать такое транспортное средство, которое с лёгкостью преодолевало бы как открытые водоёмы, так и заснеженные равнины и мелководье с зарослями.
Казалось бы, уже давно найдено решение – винтовой глиссер. Но у существовавших на то время моделей были серьёзные слабые места: это жёсткость хода из-за плоского днища и просто бешеное потребление горючего. Требовалось придумать, как сделать поверхность днища аэросаней более податливой, но прочной.

Всё оказалось достаточно просто: между днищем и самим корпусом авиамоторной лодки сделали прослойку, в которую уложили несколько пневматических баллонов, а днище сделали из особой разновидности полиэтилена, причём не сплошного листа, а нескольких, накладывающихся краями друг на друга наподобие рыбьей чешуи. Это создаёт возможность использовать нечто вроде пневмоподвески с централизованной подкачкой (как на колёсных болотоходах), что повышает как проходимость по пересечёнке, так и плавучесть на воде.

Речной патруль
Аэросани «Патруль» имеют несущий кузов из стеклопластика. Кабина напоминает самолётную, но более просторную и оснащённую автомобильными органами управления, так что водить глиссер можно научиться достаточно быстро. Фонарь (прозрачная часть кабины пилота в авиации) сделан из того же материала, что и у самолётов, и практически также откидывается вверх для посадки. Самая большая модификация «Патруля» вмещает пять человек и 500 килограмм полезной нагрузки. Существует три модификации — самая маленькая называется Аэроцикл-Патруль. Мощные двигатели позволяют разгонятся по ровной поверхности льда до 130 км/час — основной и неоспоримый плюс этой амфибии, и возможно единственный.

В ряду недостатков чудо-катера стоят неспособность взбираться на косогоры в силу плоского днища, потери КПД силовой установки на трение дна о поверхность суши или воды, вследствие чего расход топлива растёт, плюс подверженность влиянию бокового ветра (наиболее актуально в северных широтах). Зато во многих случаях можно не бояться повреждения днища, как это бывает на катерах с воздушной подушкой. Некоторые спасатели в северных районах уже взяли на вооружение новую машину и спасли немало жизней с помощью «Патрулей». Это показывает, что будущее у этих необычных аэросаней в качестве спасательного и анти браконьерского средства есть.

Еще из минусов, отсутствие тормоза затрудняет торможение на льду. Если на воде или на снегу достаточно сбросить газ, на «катке» какого-нибудь замерзшего озера этот номер не пройдёт. Нужно делать нечто вроде киношного «полицейского разворота» на 180 градусов. Тогда винт будет работать в другую сторону и снегоход в какой-то момент остановится. Впрочем, развернуть сани не так уж трудно — трудно повернуть под нужным углом, «валят боком» они замечательно. Значительный шум в кабине мало способствует комфорту.

Цена Аэросаней-Патруль начинается от 2,3 миллиона рублей за двух дверную версию (силовая установка Subaru Ej -25 160 л/с или Subaru EZ -30 210 л/с) и от 2,6 миллиона рублей за четырех дверную (двигатель Subaru EZ-30 –210 л/c или Subaru EZ-36 – 256 л/с или Toyota 1UZ – 265 л/с), Аэроцикл-Патруль (Rotax 582 — 65 л/с) начинает отсчет от 1,6 миллиона рублей (цены на начало 2015 года) однако присутствие столь дорогих силовых установок заставляет сомневаться в правдивости цен. К примеру авиационный Rotax 582 стоит около 7000 Евро на родине в Австрии плюс дорога и таможня и уже получается около 800 тыс. рублей. А представьте сколько будет стоить обслуживание и потенциальный ремонт такого мотора (ресурс составляет 250-300 моточасов).

About the author

Прохор

Add Comment

Click here to post a comment

проверка на человечность


Яндекс.Метрика