Для начала следует четко разграничить, что же такое кастомный мотоцикл, а что значит стоковый байк, в названии которого просто используется слово «custom».
В последнем случае имеется в виду заводская модель, на которую по просьбе будущего владельца, к примеру, поставили хромированные детали и таким образом сделали нестандартной в линейке конкретной серии мотоциклов. Но по сути здесь идет речь о тюнинге мотоциклетной техники. В случае с кастомным (дословно — изготовленным под заказ) байком значение принципиальное иное: это эксклюзив, собранный вручную и в одном-единственном экземпляре.
Кастомайзинг по большому счету возник из стремления подчеркнуть индивидуальность. Кому-то мало для счастья просто купить дорогой байк и нарисовать на нем с помощью аэрографа, к примеру, бюст любимой женщины. Кто-то в состоянии купить несколько мотоциклов, но кого, собственно, сегодня этим удивишь?
В кастомную мастерскую идут за эмоциями и ощущениями, которые вряд ли передаст самый дорогущий серийный мотоцикл. Человек верхом на эксклюзивном байке вызывает у случайных прохожих коктейль эмоций, в которых он по сути нуждается. Если такому клиенту нужно не просто средство передвижения, а мотоцикл, созвучный личным мотивам, то ему по пути с кастомайзером. Никаких рамок и ограничений в плане творческого сотрудничества здесь нет – все зависит от смелости и финансов.
Подбирать мотоцикл следует не только исходя из соображений «хочу», но и в зависимости от комплекции человека. Ведь как бывает: худощавому парню хочется иметь мотоцикл прогрессивных размеров, поскольку его пока еще нерастраченный адреналин склоняет к более мощному варианту, а другого, с более атлетичным телосложением, напротив, голос разума останавливает: «Большой не для тебя, бери поскромнее».
Самое главное, чтобы в седле мотоцикла не только сиделось хорошо, но и в числе прочего со стороны смотрелось гармонично. Поэтому, как правило, кастомайзер учитывает пожелания клиента, но при этом стремится, если того требуют обстоятельства (например, если тучный человек запрашивает байк миниатюрных размеров), убедить в обратном.
Всё, начиная от шасси и сиденья и заканчивая геометрией вилки и настройками подвески, должно быть рассчитано под конкретного человека. За стальными гаражными дверями протекают не только технические процессы по строительству мотоциклов под заказ, но и творческое взаимодействие кастомайзера и клиента на протяжении практически одного года.
Заказчик кастомных мотоциклов однозначно состоятельный человек. Чаще всего он не знает, чего хочет на самом деле. Есть всего лишь расплывчатое представление о «мечте в металле», да и многие попросту доверяют вкусу и профессионализму мастера. В других случаях люди приходят с иллюстрациями популярных моделей байков – их привлекает цветовая гамма, широкие колеса, стилистика или нечто другое. У такого замысла вовсе нет нужды в заранее подготовленном эскизе, он воплощается в реальность «из головы», а корректировки уже вносятся на протяжении всего периода строительства мотоцикла.
«Олдскульная» техника сегодня в тренде. Современная мотоциклетная кастом-культура базируется в основном на старой школе. Практически все изготавливаются на основе знаменитого бренда Harley-Davidson. Дело не только в громком имени, любые мельчайшие детали, как и вся архитектура этого мотоцикла вызывают особые ностальгические переживания. Кроме того, многие тюнинговые компании изготавливают двигатели в стилистике культовой модели. Конечно, в Европе есть кастомные мастерские, которые работают с японской или отечественной продукцией. Но в основном мировая кастом-культура находится под американским диктатом в лице «Харлея Дэвидсона».
Многим и вправду импонирует «Харлей»: в его внешности читаются классические черты довоенных байков, будь то треугольник, образованный верхним контуром бака и сходящимися к задней оси трубами рамы, или кожаное седло. Под брендом двухколесной легенды Америки сегодня выпускаются не только мотоциклы, но и одежда, мебель и даже бижутерия. Пожалуй, своеобразная мода на него считается мировой тенденцией, которая прослеживается также и на постсоветском пространстве.
На Западе кастомайзинг считается прибыльным делом, а в США, откуда он родом, — тем более. Кастомайзинг отечественного образца в настоящее время переживает не самые лучшие времена
Кастом не должен томиться в гараже, на нем следует ездить. На кастоме можно спокойно кататься по городу – он без проблем проскакивает асфальтовые неровности и трамвайные рельсы, а его маневренности вполне хватает для езды по старым городским улочкам. А вот для заграничных поездок лучше присмотреть туристический мотоцикл. Редкий покупатель кастома захочет подвергать дорогую продукцию сильным нагрузкам. Но ездить на нем нужно – иначе зачем его покупать? Разве что для пополнения коллекции или участия на выставке.
Круто! Кастом байк своего рода произведение искусства, они уникальны и в большинстве случаев изготавливаются в одном экземляре, кроме того содержат в себе уникальные детали, поэтому обладают великолепными эстетическими качествами. Окрас, материалы, аксессуары и прочие детали подбираются с одной целью – полностью удовлетворить желания хозяина.
Во мне борются две противоположности: с одной стороны, стремление к кастомизации, уникальности, доработкам по дизайну и модификации, с другой стороны, все эти доработки снижают комфорт от езды, и мотоцикл становится таким сувенирным немножко, и на мой взгляд бесполезным.