Мото

Мотоциклы Horex – Германия

Фирма «Хорекс» принадлежит к тем немногим предприятиям, которые, не будучи лидерами продаж, сумели оставить след в мотоциклетной истории. А началось все в 1921-м, когда двигателестроительный завод из Оберурселя, строивший во время Первой мировой войны авиационные моторы «Гном» (Gnom), выпустил на рынок под тем же названием верхнеклапанный блок мотор для мотовелосипедов. Две версии — 50-кубовая (0,4 л.с.) и 63-кубовая (1 л.с.) могли устанавливать как в центре рамы, так и под педальным узлом. Довольно сложная, а главное, тяжелая конструкция не встретила особого восторга покупателей.

Такое положение дел не устраивало главного акционера предприятия — изготовителя знаменитых консервов «Рекс» (Rex) Фридриха Клееманна (Friedrich Kleemann). Почтенный предприниматель организовал вместе с сыном Фритцем (Fritz Kleemann) независимую фабрику, начавшую выпускать на рынок готовые мотовелосипеды с моторами «Гном». Это случилось в 1923 г., и к этому моменту была готова пробная конструкция мотоцикла с верхнеклапанным блок-мотором (249 см3, 2 л.с.), которая также очень быстро пошла в серию.

Названием новой фирмы стало слово «Хорекс» -сочетание первых букв города Хомбурга (Бад Хомбурга), где располагалось производство, и марки консервов «Рекс». Как ни странно, продажи мотоциклов пошли столь успешно, что в 1925-м моторное предприятие, взявшее к тому моменту название «Колумбус» (Columbus), вошло в состав фирмы «Хорекс». Двигатели не только ставились на собственные мотоциклы, но и продавались всем желающим, а качество их было столь высоким, что они считалась одними из лучших на рынке, хоть и не предлагались в таких количествах, как моторы ДжАП или МАГ.

К 1926 г. были готовы новые варианты двигателей с нижними и верхними клапана ми рабочим объемом 496 и 596 см3. Кроме того, появилась специальная спортивная версия с мотором рабочим объемом 675 см3, на которой Фритц Кпееманн успешно выступал в многочисленных соревнованиях, в том числе на знаменитой трассе «Нюрбургринг».

Серийные же мотоциклы «Хорекс» по конструкции и внешнему виду очень напоминали типичные английские машины с граненым подрамным бензобаком. В 1928 г. бак стал седловидным, а еще через год фирма «Хорекс» приобрела у английской фирмы «Рали» лицензию на принадлежавшие ей моторы «Стёрми-Арчер» рабочим объемом 348 и 498 см3. Эти двигатели компания «Хорекс» строила до 1933-го, снабжая ими некоторых немецких производителей мотоциклов. Но особого развития тема не получила, поскольку с 1929 г. новый главный конструктор «Хорекса» Герман Рееб (Hermann Reeb) начал разработку собственного семейства моторов для мотоциклов.

Эти двигатели сразу выделялись среди остальных внешним двухсекционным масляным насосом, от которого по две трубки шли к масляному баку и к картеру двигателя. На верхнеклапанных двигателях — семейство «S» _ штанги привода клапанов скрывались в хромиро ванном трубчатом кожухе, шедшем вдоль цилиндра. Нижнеклапанная серия получила индекс «Т». Ряд рабочих объемов простирался от 200 до 600 см3. Мотоциклы «Хорекс» с этими моторами выглядели типично для своего времени — трубчатая рама, трубчатая же параллелограммная передняя вилка, трех- а затем и четырехступенчатая коробка передач.

1933-й стал временем появления самых известных конструкций Германа Рееба. Двигатели «S6» (600 см3, 24 л.с.) и «S8» (800 см3, 30 л.с.) получили по два вертикальных параллельных цилиндра с единой головкой. В головке располагался распределительный вал, приводившийся цепью в закрытом вертикальном кожухе с правой стороны мотора. Эти машины успешно участвовали в многочисленных соревнованиях, в том числе и 800-кубовая версия с боковой коляской.

Еще одной интересной конструкцией стал одноцилиндровый мотор серии «S 64» (600 см3, 24 л.с.), получивший четыре клапана в головке цилиндра. Во второй половине 30-х годов Рееб перенес маслонасос внутрь картера двигателя, а крышка полости шестерен механизма газораспределения получила характерную вытянутую форму геральдического щита, делавшую эти моторы абсолютно непохожими на все остальные. Основными в тот период стали одноцилиндровые модели: нижнеклапанные «Т5», «Т6» и верхнеклапанные «S5», «S6». Цифра «5» соответствовала 500-кубовому мотору, цифра «6» — 600-кубовому. Силовые агрегаты «Хорекс-Колумбус» поставлялись таким известным немецким предприятиям, как «Виктория», «Геркулес» и «Торна КС».

Мотоциклы «Хорекс» не попали в перечень основных типов транспортной техники вермахта, поэтому специально в войска не поставлялись. Из-за этого производство мотоциклов в 1941-м было прекращено, но уже в 1945-м из оставшихся запасных частей стали собирать довоенные мотоциклы. В 1950 году появилась первая послевоенная модель «Регина» (Regina) — мотоцикл с переработанным 350-кубовым верхнеклапанным мотором и телескопической передней вилкой.

Двигатель получил полностью закрытый газораспределительный механизм и измененную систему смазки. Следующие версии — «Регина 250» (17 л.с.), «Регина 350» (19 л.с.) и «Регина 400» (22 л.с.) образца 1953-го — уже оснащались свечной задней подвеской. Наиболее же известным послевоенным мотоциклом фирмы «Хорекс» стала модель «Император» (Imperator). Мотор с двумя параллельными вертикальными цилиндрами (399 см3, 26 л.с.) получил распределительный вал в общей головке цилиндров, который приводился цепью, проходившей в специальном кожухе между цилиндрами.

Телескопическая передняя вилка дополнилась маятниковой задней подвеской с гидравлическими амортизаторами. Комфорт и популярность этой машины были столь высоки, что она находилась в производстве до 1959-го, когда аналогичные модели многих других фирм давно ушли с рынка. Самое же главное -компоновочная схема этого двигателя послужила отправной точкой для многих японских конструкций 70-х годов.

Последним мотоциклом «Хорекс» стала модель «Резидент» (Rasident). По сути, это была модернизированная «Регина». Одноцилиндровый двигатель уже не имел ничего общего с довоенными моделями, зато во многом был похож на двухцилиндровый мотор «Император». Ходовая часть тоже изменилась: спереди появилась длиннорычажная передняя вилка, сзади — маятниковая подвеска. Модель «Резидент» предлагалась в двух версиях: «250» (248 см3, 18,5 л.с.) и «350» (349 см3, 22 л.с.). В производстве машина находилась до 1959 года.

В 1956 году в продаже появился мопед «Хорекс Ребелль» (Rebell), оснащенный 50-кубовым двигателем «Закс». Чуть позже в серию пошла и его 98-кубовая версия. Дополнили программу легкой техники 250-кубовый мотороллер «VS 091» и 100-кубовый мотоцикл «Парилла Слуги», продававшиеся с эмблемами «Хорекс». Но к концу 50-х годов в связи с появлением большого количества мало- и микролитражек спрос на мотоциклы резко упал, а более легкая техника с покупными моторами оказалась не способ на удержаться на рынке. В 1960 году были собраны последние мопеды «Хорекс», и славная некогда марка ушла в историю.

About the author

Прохор

Add Comment

Click here to post a comment

проверка на человечность


Яндекс.Метрика